До начала 2021 года для всех правообладателей, передающих свое программное обеспечение (далее – «ПО») в рамках лицензионных контрактов, действовала льгота: правообладатели могли не платить НДС, применяя ставку 0%.
Однако, начиная с 1 января 2021 года, данная льгота была отменена, и лицензионные платежи стали облагаться ставкой НДС 20%.
Данное правило стало действовать в отношении всех правообладателей, кто не включен в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее – «Реестр российского ПО»).
Несмотря на то, что Реестр российского ПО появился еще в 2016 году, по понятным причинам он приобрел особую популярность только в 2021.
В связи с этим мы проанализировали, в каких случаях в 2021 году суды учитывали, включено ли ПО в реестр российского ПО и отразились ли вышеуказанные нововведения на тенденциях и подходах судебной практики.
Начнем с практики судов общей юрисдикции…
Регистрация в реестре российского ПО – дополнительное доказательство достоверности документа
Так, в Определении Второго кассационного суда общей юрисдикции от 01.04.2021 по делу № 88-6211/2021 суд указал, что:
«Доводы истцов о том, что распечатки из ООО «Авиабит» являются недопустимым и недостоверным доказательством суд кассационной инстанции отклоняет, поскольку ответчиком представлены доказательства того, что программное обеспечение ИС «Авиабит-авиакомпания» включено в реестр российского программного обеспечения авиакомпаний, в связи с чем является информативным и допускается к использованию».
Таким образом, в случае, если вторая сторона заявит, что представленное Вами доказательство является недостоверным, можно опровергнуть данный факт ссылкой на данные Реестра российского ПО.
Арбитражные суды менее креативны и в большей степени затрагивают вопрос о регистрации ПО применительно к государственным и муниципальным закупкам.
Отсутствие регистрации в реестре российского ПО – нарушение Закона о контрактной системе в случае, если объектом закупки выступает ПО
В Определении Верховного Суда РФ от 18.08.2021 № 305-ЭС21-14637 по делу № А40-139414/2020 указано следующее:
«В числе выявленных нарушений антимонопольный орган и суды указали на то, что в документации об аукционе не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 123».
Верховный суд напоминает, что требование о включении ПО в реестр Российского ПО является обязательным, если предметом закупки выступает ПО, поскольку в Российской Федерации действует запрет на допуск иностранного ПО, когда речь идет о государственных и муниципальных контрактах.
Аналогичные сложности возникали в Москве, Тамбовской области, Республике Башкортостан, Ямало-Ненецком автономном округе, Алтайском крае, Воронежской области [Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.10.2021 № Ф04-5466/2021 по делу № А81-10918/2020, постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.04.2021 № Ф05-3036/2021 по делу № А40-243072/2019, постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 20.09.2021 № 16-6790/2021, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10.08.2021 № Ф10-3221/2021 по делу № А64-8466/2019, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.06.2021 № Ф04-2537/2021 по делу № А45-15891/2020].
Таким образом, нельзя полагаться на компетентность государственного заказчика, а необходимо самому в каждом конкретном случае проводить проверку документации, которая касается объекта закупки, в особенности, когда речь идет о покупке ПО, чтобы в дальнейшем суды не признали недействительным решение о такой закупке.
Несмотря на то, что спрос на включение в Реестр российского ПО возрос именно в 2021 году, на текущий момент можно сказать, что судебная практика не претерпела значимых изменений. Подавляющее большинство проанализированных судебных актов касаются именно проблем, которые существовали и ранее и были связанны с государственными закупками.