14.07.2021 BLCONS GROUP

Налоговые проверки

Налоговые проверки: BLCONS GROUP

Межведомственное взаимодействие ФНС и МВД, обобщение основных ошибок при сборе доказательств по налоговым схемам и систематизация работы по налоговому контролю изменили подход, реализуемый ИФНС при проведении выездных налоговых проверок.

Установление умысла на неуплату налога

Последние пять лет выездные налоговые проверки, практически все без исключения, сопровождаются участием представителей оперативно-розыскных частей МВД. Совместное письмо ФНС и СК РФ № ЕД-4-2/13650@ от 13 июля 2017 года вместе с «Методическими рекомендациями «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)» дает разъяснения, каким образом выявлять в ходе выездных налоговых проверок умысел, что позволяет применять повышенный размер штрафа за неуплату налога, а также повышает перспективы возбуждения уголовного дела и уголовного преследования.

Что стало результатом: в актах и решениях налоговых органов отдельно и подробно излагаются все обстоятельства и доказательства, подтверждающие, по мнению налоговых органов, совершение налогоплательщиком тех ли иных действий с умыслом на неуплату налогов.

При этом делается вывод о прямом умысле – тут используются разные доказательства, в том числе согласованность действий, взаимозависимость. Причем вывод о взаимозависимости теперь делается не только на основании юридической взаимосвязи, но также и экономической. Например, оценивается, насколько доля взаимных сделок существенна для сторон, и, если хотя бы для одной стороны доходы от другой стороны составляют 80-90 %, делается вывод о наличии иной (экономической) зависимости или подконтрольности, так как это позволяет другой стороне определять или влиять на решения другой стороны в целях совершения действий, направленных на неуплату налога. Налоговые органы используют разные способы и обстоятельства, для установления экономической и иной взаимозависимости.

Если в решении ИФНС сделан вывод о наличии умысла налогоплательщика, с него взыскивается штраф в размере 40% вместо 20% от неуплаченной суммы налога. Кроме того, при вступлении такого решения в силу, оно может использоваться как доказательства при уголовном производстве по «налоговым» составам.

Уголовные дела по налоговым статьям

С 22 октября 2014 года изменился порядок возбуждения уголовных дел по налоговым составам (ст. 198, 199 УК РФ). До изменений уголовные дела по указанным статьям могли быть возбуждены только на основании решений ИФНС при неуплате налогоплательщиком доначисленных налогов в течение 2-х месяцев. В результате изменений положений ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ поводом для возбуждения уголовного дела по налоговым составам стали служить не только получение материалов от налоговых органов, но и заявления /сообщения гражданин, должностных и юридических лиц, а также материалы проведенных мероприятий оперативно-розыскной деятельности.

То есть уголовные дела могут быть возбуждены и вне связи с результатами налоговых проверок, хотя все же такие случаи не являются распространенными. Вместе с тем, имеют место ситуации, когда после выездной налоговой проверки до момента вступления в силу решения ИФНС и даже в период судебного оспаривания такого решения следственные органы возбуждают уголовные дела по эпизодам, которые оспариваются налогоплательщиками. В таких случаях два параллельных процесса – уголовное преследование и административное разбирательство – оказывают двойное давление на компанию.

Поэтому крайне важно для налогоплательщиков на любом этапе налогового контроля, а особенно в процессе проведения выездных проверок:

  • обеспечивать системную работу по сбору доказательств, обосновывающих позицию компании;
  • прогнозировать, в отношении каких обстоятельств потребуется представление доказательств, опровергающих доводы ИФНС;
  • выстраивать взаимодействие с проверяющими и контролировать порядок предоставления им документов и информации.

Основной ошибкой компаний, препятствующей успешному оспариванию доначислений, является бездействие в ходе проверки или несистемное взаимодействие с проверяющими инспекторами. Пассивная позиция не приносит на практике никаких преференций, наоборот, это приводит к максимальным доначислениям и утрате перспектив на обжалование решений. Между тем, следует помнить, что решение суда по налоговому спору в пользу налогоплательщика будет являться одним из доказательств в уголовном процессе, подтверждающим правомерность действий компании.

Основные направления налогового контроля

  1. Включение «технических» компаний в цепочку поставок, установление выгодоприобретателей при выявлении «разрывов по НДС».
  2. Проверка групп компаний (налогоплательщиков) на предмет:
    • дробления бизнеса;
    • внутригрупповых операций – услуги, займы, предоставление прав на нематериальные и материальные активы (реальность, экономическое содержание, деловая цель, цена);
    • передачи активов.
  3. Операции с иностранными контрагентами (исполнение обязательств налогового агента, применение пониженных ставок по СИДН).
  4. Не включение объектов налогообложения в налоговую базу (например, не включение стоимости объекта недвижимости в расчет налога на имущество).

Проверка цен в контролируемых сделках, которую проводит Управление трансфертного ценообразования ФНС, пока не имеет массового характера, однако, за почти десятилетний срок действия соответствующих норм Налогового Кодекса ФНС уже выработаны определенные алгоритмы и способы осуществления указанного вида контроля. Представляется, что в ближайшие годы требования о предоставлении документации по контролируемым сделкам будут все чаще направляться компаниям.

Проверка сделок в рамках налогового контроля

При выявлении сделок с высоким риском их совершения в целях налоговой оптимизации проверяющими проводится тестирование таких сделок по следующим общим критериям:

  1. Тест на реальность: если выявлены дефекты (недостатки или отсутствие документации и доказательств, подтверждающих реальность сделки и ее экономического обоснования), то транзакции исключаются в полном объеме (применяется ст. 54.1 НК).
  2. Тест на экономическое содержание транзакции: если юридическая форма сделки не соответствует ее экономическому содержанию, то транзакций переквалифицируются – их рассматривают и к ним применяются последствия с позиции их действительного экономического содержания (переквалификация ст. 45 НК).
  3. Тест на соответствие цены рыночному уровню: если установлено отклонение цены в сделке от рыночного уровня цен, то налоговая база корректируется (при проверке учитываются такие обстоятельства как наличие взаимозависимости, согласованности действий, соответствие цены рыночному уровню).

BLCONS GROUP имеет успешный опыт сопровождения выездных налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля, подготовки возражений на акты налоговых проверок, внесудебного и судебного оспаривания результатов налоговых проверок, подготовки документации по контролируемым сделкам и налоговому консультированию, оказания аудиторских услуг, сопровождение проектов, связанных с постановкой учета и подготовкой отчетности по МСФО, юридической поддержке, защиты интересов в суде.