20.01.2023 BLCONS GROUP

Дайджест новостей (20 января)

Уважаемые коллеги и партнеры! Новости: представляем новый обзор изменений законодательства РФ…

Продлено действие моратория на привлечение к административной ответственности за невыполнение требований валютного законодательства

Федеральным законом от 19.12.2022 № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» продлено действие моратория на привлечение к административной ответственности за невыполнение требований валютного законодательства вплоть до 31.12.2023.

Как известно, в отношении российских компаний рядом иностранных государств были введены санкции, запрещающие экспорт товаров и услуг в Российскую Федерацию, а также выполнение денежных переводов в пользу российских компаний.

Это повлекло за собой возникновение многочисленных нарушений внешнеторговых контрактов – поставленные российскими компаниями товары не оплачивались, предварительное оплаченные товары не поставлялись, а перечисленные авансы не возвращались.

Законодательство Российской Федерации (ст. 15.25 КоАП РФ) предусматривает достаточно жесткое наказание за нарушение обязанности о репатриации валюты (получении встречного исполнения за экспортированный товар или перечисленный аванс) – штраф в размере от 5% до 30% от суммы неполученной валюты по внешнеторговому контракту.

Таким образом, складывалась ситуация, при которой российские компании оказались между молотом и наковальней – не могли получить оплату за экспортированные товары, получить оплаченные товары, возвратить перечисленные авансы, за что подлежали привлечению к ответственности и должны были оплатить штрафы вплоть до 30% от стоимости товара (размера перечисленного аванса).

В связи с этим, в рамках борьбы с введенными санкциями, Федеральным законом от 13.07.2022 № 235 ст. 15.25 КоАП РФ была дополнена примечанием 10, исключающим привлечение к административной ответственности за нарушения валютного законодательства в период с 23.02.2022 по 31.12.2022, если нарушение было вызвано введением мер ограничительного характера со стороны иностранных государств.

Поскольку внешнеэкономическая ситуация не стабилизировалась в первоначально установленный период действия примечания, его действие было продлено вплоть до 31.12.2023, что является не только положительным изменением, но и объективно необходимым.

Продлен срок разрешения резидентам РФ выдавать займы в иностранной валюте иностранным компаниям

Протоколом заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ от 27 декабря 2022 года № 120/1 продлен срок разрешения резидентам РФ выдавать займы в иностранной валюте нерезидентам, за исключением лиц, связанных с недружественными государствами.

В целях предотвращения вывода капитала из экономики, вследствие начала специальной военной операции и введения в отношении Российской Федерации экономических санкций, 28 февраля 2022 года Президентом РФ был издан указ № 79, запрещавший осуществление валютных операций, связанных с предоставлением резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа.

Для российских граждан и компаний это привело к невозможности финансирования взаимосвязанных лиц, что существенным образом затруднило деятельность целого ряда крупных российских корпораций.

Лишь спустя более чем 6 месяцев были приняты послабления в части контрсанкций: протоколом подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ от 18.11.2022 № 06-06-10/ВН-59822 резидентам до 31.12.2022 было разрешено выдавать займы в иностранной валюте нерезидентам, при условии, что нерезиденты не связаны с недружественными государствами.

Протоколом Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ от 27 декабря 2022 года № 120/1 указанный срок был продлен до 31 марта 2023 года.

Продление срока действия разрешения на выдачу займов в иностранной валюте нерезидентам свидетельствует об улучшении экономической ситуации в Российской Федерации, некоторой стабилизации экономики, что предоставляет возможность российским корпорациям, имеющим связанные компании в иностранных государствах, постепенно возобновлять деятельность.

Установлен порядок исчисления НДПИ при добыче нерудных строительных материалов

22 декабря 2022 года ФНС России, руководствуясь письмом Министерства Финансов РФ от 20.12.2022 № 03-06-05-01/124943, выпустило письмо № СД-4-3/17393@ «О налоге на добычу полезных ископаемых», которым установило порядок исчисления НДПИ при добыче нерудных строительных материалов за налоговые периоды до 01.09.2022.

После радикального изменения судебной практики по вопросу исчисления НДПИ и признания щебня самостоятельным видом полезного ископаемого, а не продуктом переработки, налоговые органы начали массовое проведение проверок всей отрасли и доначисление недоимок, пени и штрафов.

При этом у налоговых органов не было единого подхода к расчету суммы НДПИ, подлежащей уплате, в случае признания щебня объектом налогообложения.

В погоне за пополнением бюджета, налоговые органы зачастую учитывали общее количество реализованной покупателям продукции (щебень, отсев, ЩПС), но по цене только дорогих фракций щебня, что приводило к возложению на налогоплательщиков необоснованной налоговой нагрузки и санкций.

Представляется очевидным, что причиной возникновения подобной ситуации стало ретроспективное изменение подхода к определению объекта налогообложения НДПИ в отсутствие изменения законодательного регулирования.

Лишь спустя два года после изменения практики, ФНС определилась с методикой расчета стоимости единицы добытого полезного ископаемого по объекту налогообложения «Щебень», указав, что при определении стоимости единицы добытого полезного ископаемого должна учитываться как выручка от реализации щебня, так и выручка от реализации иных побочных продуктов производства (ЩПС, отсева, иной продукции).

С одной стороны, появление этого письма, является важным положительным событием для налогоплательщиков, поскольку устранило правовую неопределенность, возникшую в результате ретроспективного изменения подхода к расчету НДПИ.

С другой стороны, нельзя не отметить неправомерность действий налогового органа в изменении подхода в отсутствие изменений законодательного регулирования, а также значительную задержку в издании указанного письма.

Издание этого письма 2 года назад позволило бы не допустить возложения на налогоплательщиков необоснованной налоговой нагрузки и санкций в результате действий налоговых органов в условиях правовой неопределенности.