13.03.2023 BLCONS GROUP

Об использовании на сайте чужого контента

Об использовании на сайте чужого контента: BLCONS GROUP

Сегодня хотим обратить внимание на возобновившуюся практику обращений в суд за защитой нарушенного права в области регулирования Главы 70 Раздела VII Гражданского Кодекса «Авторское право». Речь пойдет о контенте, который компании используют на сайтах, а также в маркетинге.

Ст. 1259 ГК РФ содержит перечень объектов авторских прав, к которым отнесены элементы контента, например: фотографические произведения, произведения, полученные способами, аналогичным фотографии, произведения графики, дизайна, планы, эскизы и многое другое. Ст. 1255 ГК РФ закрепляет право автора произведения на вознаграждение от использования результатов его творчества.

Это означает, что перед использованием этих объектов необходимо убедиться, что использование контента осуществляется на законной основе: права принадлежат Вам, либо приобретены на основании договора с правообладателем, либо Вы используете открытый контент (право на использование и переработку данного объекта не ограничено).

Ответственность за использование чужого произведения предусмотрена в ст. 1301 ГК РФ и может по выбору правообладателя составлять:

  • от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, размер определяется судом в зависимости от характера нарушения;
  • в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;
  • в двукратном размере стоимости права использования произведения, которая определяется сравнимой ценой за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.

В отношении контента, используемого на сайте, в судебной практике чаще всего используется первый способ определения размера ответственности, при этом использование каждого произведения (фото, изображения и т.п.) учитывается как отдельное нарушение.

Что важно понимать, кроме того, что стоит проверить законность использования контента на своем сайте?

Диспозиция ст. 1301 ГК РФ непосредственно содержит адресата предъявления требований: «автор или иной правообладатель …, вправе … требовать … от нарушителя».

Единственно возможным доказательством нарушения прав автора (или правообладателя) конкретным лицом – «нарушителем» по смыслу ст. 1301 ГК РФ, является предоставление данных о владельце сайта, который по мнению истца, использует охраняемые законом объекты авторских прав без необходимого на то разрешения.

Данный правовой подход определен, в частности, п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» в разделе «Общие вопросы защиты интеллектуальных прав». Так, Верховный суд указал, что владелец сайта самостоятельно определяет порядок его использования (п. 17 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Таким образом бремя доказывания того, что материал, включающий результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, на сайте размещен третьими лицами, а не владельцем сайта и, соответственно, последний является информационным посредником, лежит на владельце сайта. При отсутствии таких доказательств презюмируется, что владелец сайта является лицом, непосредственно использующим соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Законом и практикой применения соответствующих норм о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении авторских прав, не предусмотрено расширительного и / или альтернативного толкования диспозиции нормы.

Определить владельца сайта возможно через общедоступный сервис WHOIS, который в режиме реального времени предоставит эту информацию.

Таким образом, если номинальным владельцем сайта является одно лицо (это может быть физическое лицо, материнская компания, компания-подрядчик и т.д.), то надлежащим ответчиком в суде будет являться именно этот владелец, а не компания, чьи данные размещены на сайте. При возникновении претензий со стороны правообладателя к компании, привлечение настоящего владельца сайта к участию в процессе может привести к замене ненадлежащего ответчика, либо, если правообладатель самостоятельно не установил истинного владельца сайта, к отказу в удовлетворении исковых требований.

В этом смысле показательна практика профессионального сопровождения сайтов российских компаний, которые входят в международные группы компаний. В таком случае материнская зарубежная компания заключает договор с зарубежной сервисной компанией, которая оказывает комплексные услуги по сопровождению всех сайтов группы компаний. Именно эта сервисная компания и должна являться надлежащим ответчиком, если правообладатель на данном сайте обнаружит использование контента, права на которые ему принадлежат.

В соответствии с п. 1 ст. 47 АПК РФ в случае, если при подготовке дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, арбитражный суд может по ходатайству или с согласия истца допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим. Обращение в суд с подобным ходатайством, согласно закону, является правом и усмотрением истца.

С учетом изложенного, предлагаем вновь вернуться к вопросу заполнения контентом сайта, а также определения схемы его администрирования.

В случае если для данных работ привлекается подрядчик, который профессионально занимается созданием, администрированием, наполнением сайта и его продвижением в сети Интернет, необходимо обратить внимание на следующие аспекты оформления договорных отношений:

  1. Обратите внимание как именно прописаны в договоре условия о контенте, который предлагает подрядчик – сформулированы ли условия об ответственности Вашего подрядчика за нарушение охраняемых законом прав третьих лиц в обсуждаемой сфере, а также право регрессного требования.
  2. Сформулированы ли условия о взаимодействии каждой из сторон в случае получения одной из них претензий со стороны третьих лиц.
  3. Описана ли процедура как именно и кем именно происходит подбор контента, а также его одобрение и размещение на сайте, можно ли определить конкретное лицо, виновное в размещении на сайте охраняемого контента?

В условиях возобновившейся активности правообладателей рекомендуем провести аудит состояния сайта компании и используемого контента. При заключении договора с профессиональными подрядчиками напоминаем, что договор должен системно защищать интересы Заказчика как от претензий третьих лиц, так и от возможного нарушения прав третьих лиц по вине привлекаемого подрядчика.