Торговый сбор

01 января 2015 года вступил в силу закон, вносящий изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, в частности в раздел «X. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ» была введена глава 33 «Торговый сбор».

Торговый сбор может быть установлен в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ, а также законами субъектов РФ на территории городов федерального значения: Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, но не ранее 1 июля 2015 года (с 1 июля 2015 года Законом города Москвы «О торговом сборе» от 17.12.2014 № 62 сбор был введен в действие на территории города Москвы).

Торговый сбор касается следующих видов торговой деятельности (в соответствии с положениями статьи 413 Налогового кодекса РФ):

  • торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
  • торговля через объекты нестационарной торговой сети;
  • торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
  • торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

Плательщиками торгового сбора являются организации и индивидуальные предприниматели (далее — ИП) осуществляющие вышеуказанные виды деятельности с использованием объектов движимого и / или недвижимого имущества. От уплаты налога, в свою очередь, освобождаются организации и ИП применяющие патентную систему налогообложения систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее — ЕСХН): статья 411 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с положениями статьи 412 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения по торговому сбору являются объекты движимого и / или недвижимого имущества, используемые для осуществления вида предпринимательской деятельности в отношении которого установлен торговый сбор. Таким образом, размер сбора не будет зависеть от длительности осуществления деятельности.

Следует отметить, что в соответствии с требованиями статьи 416 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик сам должен будет представить в налоговый орган уведомление, содержащее следующую основную информацию:

  • вид осуществляемой предпринимательской деятельности попадающей под обложение сбором;
  • объект осуществления торговли, с использованием которого осуществляется предпринимательская деятельность;
  • характеристики (количество и / или площадь) объекта осуществления торговли, необходимые для исчисления суммы сбора.

Уведомление, содержащее всю необходимую информацию, представляется в течение пяти дней с момента возникновения объекта обложения сбором (статья 416 Налогового кодекса РФ).

Также в обязательства налогоплательщику вменяется информирование налогового органа обо всех изменениях показателей объектов попадающих под обложения сбором. В данном случае налогоплательщику также дается пять дней на уведомление налогового органа.

Необходимо отметить также тот факт, что осуществление вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, без направления уведомления в налоговые органы приравнивается к ведению деятельности без постановки на учет в налоговом органе. В данном случае в соответствии с положениями статьи 116 Налогового кодекса РФ на организацию или ИП может быть наложен штраф в размере 10% от доходов полученных от облагаемых сбором (в рассматриваемом случае) деятельности, но не менее 40 000 рублей.

Постановка и снятие с учета организации или ИП являющегося плательщиком сбора осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 416 Налогового кодекса РФ:

  • по месту нахождения объекта недвижимого имущества — в случае если данное имущество используется для деятельности облагаемой сбором;
  • по месту нахождения налогоплательщика — в иных случаях.

Порядок уплаты сбора предусмотрен положениями статьи 417 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которыми расчет сбора производится налогоплательщиком самостоятельно и подлежит уплате не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения (в соответствии с положениями статьи 414 Налогового кодекса РФ, периодом обложения торговым сбором признается квартал).

Необходимо отметить, что Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность уменьшения суммы налога на прибыль организаций, а также единого налога при применении упрощенной системы налогообложения на сумму уплаченного торгового сбора (положения статей 225, 270, 286, 346.21 Налогового кодекса РФ). Вместе с тем, при отсутствии необходимости уплаты соответствующих налогов (при наличии убытков), применение данной льготы не представляется возможным.

Таким образом, введение торгового сбора способствует значительному увеличению налоговых поступлений в бюджет и снижению числа «фирм — однодневок». Тем не менее, данный сбор может негативно сказаться на организациях и ИП находящихся на стадии начала осуществления деятельности, а также переживающих «не лучшие времена». Однако, реальную пользу или вред от введения торгового сбора можно будет оценивать лишь после истечения первого периода обложения.

Сергей Павлов,
помощник аудитора BLcons Group

Русский
8 (800) 350-81-96