Проект ФЗ №754388-6

22 мая 2015 года ГосДума РФ на основании законопроекта № 754388-6 «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках» в третьем чтении приняла закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон).

Закон направлен на создание правового механизма добровольного декларирования активов и счетов (вкладов) в банках, обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защиту их имущественных интересов, в том числе за пределами Российской Федерации, снижение рисков, связанных с возможными ограничениями использования российских капиталов, которые находятся в иностранных государствах, а также с переходом Российской Федерации к автоматическому обмену налоговой информацией с иностранными государствами.

Целью Закона является создание благоприятных правовых условий для декларирования, перерегистрации и возврата фактическими собственниками активов, находящихся в номинальном владении.

Законом предлагается провести добровольное декларирование гражданами своих активов за пределами РФ путем представления в налоговый орган по месту учета или в центральный аппарат ФНС России лично или через представителя соответствующей декларации в срок с 01 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года. В частности, гражданин может отразить в декларации сведения:

  • об имуществе, собственником или фактическим владельцем которого на дату представления декларации он является;
  • о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых декларант на дату представления декларации является контролирующим лицом;
  • об открытых счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами России, об открытии и изменении реквизитов которых физические лица обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета;
  • о счетах (вкладах) в банках, если в отношении владельца такого счета (вклада) декларант на дату представления декларации признается бенефициарным владельцем, и описание оснований для признания этого физического лица бенефициарным владельцем.

Закон предусматривает бесплатность процедуры декларирования.

При этом предусмотрено предоставление декларантам ряда гарантий, включая освобождение от уголовной, административной и налоговой ответственности в отношении деяний, совершенных до 1 января 2015 года (ранее предполагалось распространить гарантии на деяния, совершенные до начала 2014 года), если они были связаны с приобретением задекларированных объектов имущества или с операциями, связанными с приобретением этого имущества.

В связи с принятием Закона предусмотрены внесения изменений в Уголовный Кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, в ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Декларантам предоставляется право задекларировать либо часть активов, либо все активы в полном объеме, в последнем случае гарантии будут распространяться на все активы, указанные в декларации и приложениях к ней, что позволит максимально защитить заинтересованных лиц от возможной ответственности.

Несмотря на то, что в Законе попытались максимально защитить права заинтересованных в лиц в связи с подачей декларации, открытым остается вопрос о надлежащем режиме хранения информации о заинтересованных лицах и сведениях, раскрытых в декларации и объеме и действительности гарантий:

  • не привлечение к уголовной, административной, налоговой и иным видам ответственности;
  • невозможность использования декларации как предмета доказывания;
  • отсутствие возможности возбуждения уголовного дела и инициирования налоговой проверки.

В пользу принимаемого Закона инициативная группа ссылается на принятый в 2006 году федеральный закон «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами». В рамках действия упомянутого документа никто не был привлечен к ответственности, попытки налоговых органов использовать полученную информацию против декларантов были пресечены.

Однако Закон не отменяет применение стандартных процедур для проверки активов в соответствие с международными договорами в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.

В ходе доработки инициативы разработана форма специальной декларации и определен порядок ее заполнения. Кроме того, действие закона распространено на имущество, приобретенное до 1 января 2015 года (в первоначальной редакции — до «01» января 2014 года).

Инициативная группа рассчитывает принять Закон до 1 июня 2015 года, что, в свою очередь, ставится под сомнения самими участниками инициативной группы.

Для вступления в силу Закону необходимо одобрение Совета Федерации РФ и подпись Президента РФ.

С текстом Закона и процедурой принятия можно ознакомиться на сайте ГосДумы РФ.

Артем Денисов,
стажер юридического отдела BLcons Group

Русский
8 (800) 350-81-96