Выбор метода контроля цен

С тех пор как правила о контролируемых сделках появились в Налоговом Кодексе РФ, не утихают споры о том, следует ли рассматривать положения статьи 105.7 Налогового Кодекса РФ как ограничение свободы в применении методов определения рыночных цен. Поскольку законодатель при разрешении указанного вопроса оказался лаконичен, то и аргументы сторонников каждого подхода оказались немногочисленны.

Остается напомнить, что часть специалистов придерживалась позиции о том, что налогоплательщик свободен в выборе метода для контроля рыночных цен и может воспользоваться любым методом, в том числе и прямо не указанным в НК РФ, а противники данной позиции (включая ФНС России) утверждали, что положения налогового законодательства не предоставляют налогоплательщику абсолютной свободы в выборе метода.

В официальных разъяснениях ФНС России (Письмо ФНС России от 30 августа 2012 №ОА-4-13/14433@ «О подготовке и представлении документации в целях налогового контроля») призывала налогоплательщиков четко разделять 2 ситуации:

  • определение цен осуществляется для целей налогообложения и налогового контроля;
  • формирование собственной политики ценообразования производится налогоплательщиком для целей, не связанных с налоговым контролем.

В первом случае выбор методов ограничен как для налогоплательщика, так и для налогового органа и не может выходить за пределы применения методов, прямо поименованных в статье 105.7 Налогового Кодекса РФ, во втором случае — налогоплательщик не связан поименованными в налоговом законодательстве методами.

И все же, несмотря на то, что указанные разъяснения ФНС России кажутся логичными и восполняют пробелы, допущенные законодателем, окончательные выводы можно будет сделать после формирования устойчивой позиции судов по данному вопросу.

Анализ судебной практики, сложившейся к началу 2015 года, показал, что споры о применении методов контроля рыночных цен не утрачивают своей актуальности, при этом налоговые органы по-прежнему пытаются «расширить» перечень применяемых методов и не ограничиваться пятью методами, представленными в статье 105.7 НК РФ. Так, в одном из дел по установлению рыночной стоимости лицензионного вознаграждения (роялти) налоговый орган настаивал на применении метода освобождения от роялти (cм. Постановление ФАС Московского округа от 15.04.2015 по делу А41-29328/13), в других спорах — метод определения разницы между стоимостью арендных и субарендных платежей (cм. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 23.10.2014 по делу А64-6030/2013) и т.д.

Несмотря на то, что решения судов по указанному вопросу носят пока единичный характер, выводы судов в настоящее время можно охарактеризовать как достаточно однозначные: для установления рыночной стоимости следует использовать методы, прямо поименованные в налоговом законодательстве.

Дарья Красненко,
ведущий юрист BLcons Group

Русский
8 (800) 350-81-96