Специальная оценка условий труда

С 8 апреля 2014 года вступает в силу Методика проведения специальной оценки условий труда, утвержденная Приказом Минтруда России № 33н от 24 января 2014 года.

Напомним, что с 2014 года была отменена аттестация рабочих мест, на смену которой пришла специальная оценка условий труда.

Определение специальной оценки условий труда, прописанное в Федеральном законе № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года, по сути ничем не отличается от понятия «аттестация рабочих мест»:

Аттестация рабочих мест (до 01.01.2014) Специальная оценка условий труда (с 01.01.2014)
Ст. 209 Трудового кодекса: «Аттестация рабочих мест по условиям труда — оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.» Ст. 3 Федерального закона № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года:"Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.«

Согласно мнению замминистра труда и соцзащиты России Сергея Вельмяйкина: «Аттестация так и не стала всеобщей и не смогла повлиять на объем прав работников и на обязанности работодателей». Еще в 2013 году переход на новую методику оценки обещали сделать плавным и выполняют свое обещание: по заявлению заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости Ивана Шкловца, в случае, если специализированные организации еще не готовы проводить специальную оценку в силу нехватки подзаконных документов, работодатель может отложить проведение этой процедуры.

Однако с вступлением в силу Методики проведения специальной оценки у трудовых инспекторов появляется право штрафовать организации за отсутствие ее проведения. Отметим, что если у организации до 2014 года была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, результаты которой действительны в течение пяти лет с момента ее завершения (но не более чем до 31.12.2018), то проводить оценку в соответствии с новым Федеральным законом сейчас не требуется.

Сравним основные условия проведения специальной оценки условий труда и аттестации рабочих мест.

Показатель Аттестация рабочих мест (до 01.01.2014) Специальная оценка условий труда (с 01.01.2014)
Кто обязан проводить Все работодатели, кроме физ.лиц, не являющихся ИП Все работодатели, кроме физ.лиц, не являющихся ИП
Проведение оценки/ аттестации в отношении надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физ. лицами, не ИП Осуществлялось в отношении надомников Не осуществляется
Периодичность проведения Пять лет Пять лет
Проведение оценки / аттестации вновь созданных рабочих мест В течение одного года В течение шести месяцев
Сроки по ознакомлению работников с результатами оценки / аттестации 10 календарных дней 30 календарных дней
Обязанность по публикации результатов оценки / аттестации в сети Интернет Отсутствовала Установлена п. 6 ст. 15 Федерального закона № 426-ФЗ
Заполнение данных о проведенной оценке / аттестации в отчете по Форме-4 ФСС Таблица 10 заполнялась только, если аттестация была проведена Обязательно заполнение Таблицы 10 отчета

Что касается ответственности работодателей за нарушение требований охраны труда, она как и прежде предусмотрена ст. 5.27 КоАП в следующих размерах:

  • для должностных лиц — от 1 000 руб. до 5 000 руб. (повторное нарушение влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет);
  • для ИП — от 1 000 руб. до 5 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для юридических лиц — от 30 000 руб. до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Кроме того, в соответствии со ст. 11 закона № 421-ФЗ, с 1 января 2015 года, вступит в силу новая редакция КоАП, согласно которой за непроведение спецоценки, а также за нарушение правил ее проведения, на организацию могут наложить штраф на сумму от 60 000 руб. до 80 000 руб., на ИП — от 5 000 руб. до 10 000 руб. в соответствии со статьей 5.27.1 КоАП.

Также в КоАП будут введены штрафы за нарушение установленного порядка проведения, которые относятся к специализированным организациям, проводящим специальную оценку условий труда.

Таким образом, представляется, что кампания по замене аттестации рабочих мест специальной оценкой труда является способом преодоления нежелания большинства работодателей проводить данную оценку, которое подкрепляется ужесточением штрафных санкций и увеличением контроля за ее проведением.

Юлия Ячменева
специалист по ведению бухгалтерского учета BLcons Group

Русский
8 (800) 350-81-96