Business Intelligence

В современных условиях проявляется повышенный интерес многих собственников и руководителей бизнеса к Business Intelligence (BI). Этот термин подразумевает взаимосвязанный комплекс современных методов управления бизнесом, построенный на современных информационных технологиях и позволяющий обеспечить максимальную эффективность бизнеса.

Business intelligence — бизнес-анализ, бизнес-аналитика. Своего рода, это методы и инструменты для построения информативных отчетов о текущей ситуации организации. В таком случае цель бизнес-аналитики — предоставить нужную информацию тому человеку, которому она необходима в нужное время. Эта информация может оказаться жизненно необходимой для принятия управленческих решений.

Многие топ-менеджеры связывают это понятие с соответствующей функциональностью современных информационных систем. На самом деле, они не совсем правы.

BI — это самостоятельная дисциплина, свод принципов построения процессов, методов управления. Рассматривая организацию, как отрытую систему, на которую непрерывно и непредсказуемо оказывает влияние внешняя среда существования, внутренние процессы часто представляются неопределенными — известная модель «черного ящика». На вход системы поступают ресурсы (сырье, материалы, рабочая сила, оборудование и так далее), на выходе — готовая продукция, оказанные услуги, в результате чего формируется прибыль. Этот процесс также может быть описан с помощью кругооборота «Деньги — Товар — Деньги» (прохождение денежного потока через организацию).

Модель «черного ящика» не способна описать, каким образом входные ресурсы преобразуются в конечный результат — подобное не допустимо не только для целей финансового менеджера, но и для любого управленца.

Руководствуясь принципами Business Intelligence, основная задача для руководителя — обеспечить понятность и прозрачность происходящих в организации процессов, реализовав, тем самым, модель «белого ящика».

Модель «белого ящика» — не что иное, как первый и основополагающий принцип BI: управление организацией должно строиться на основе прозрачной и понятной для всех участников модели, позволяющей связать входные ресурсы отрытой системы с ее конечным результатом.

Показатели, которые характеризуют процессы «белого ящика», устанавливаются исходя из целей, которые стоят перед организацией в соответствующий период времени. В этом заключается существенная особенность BI — управление должно осуществляться по целям.

Поскольку процесс осуществления предпринимательской деятельности — это процесс, направленный на получение прибыли, конечная («глобальная») цель может быть выражена в численном эквиваленте. По этой причине все остальные цели также должны иметь количественное выражение.

Так мы подошли к фундаментальному понятию BI, которое сейчас повсеместно произносится и имеет аббревиатуру KPI (от англ. Key Performance Indicator). KPI используется в контексте наиболее значимых для предприятия финансовых показателей. Например, для финансового директора таких «значимых» показателей можно насчитать более сотни. Будут ли они в такой же мере значимыми для генерального директора или собственника?

Условность значимости может быть устранена, если мы свяжем понятие KPI с конкретной целью, которая поставлена перед управленцем. Таким образом, мы устраняем неопределенность в количестве и составе показателей, которые принимаются во внимание при оценке результативности менеджмента организации.


Формула KPI: Цель -> KPI (сначала цель – потом KPI)

Таким образом становится достаточно просто измерять результативность бизнеса: если цель достигнута в том количественном выражении, в котором она поставлена, то результат получен. KPI — «Ключевой Показатель Результативности».

Второй принцип BI гласит: управление бизнесом осуществляется на основании поставленных целей, которые должны быть оцифрованы.

Процесс современного управления строится на информации. Качество и своевременность ее получения — это то, к чему многие стремятся годами. При этом значимую роль влияет и порядок детализации...

Представьте ситуацию: мы решили описать и проанализировать то, что происходит за окном. Никто нас не учил этому процессу, что же получится в итоге?

Сначала мы будем наблюдать общую картину, не концентрируясь на отдельных деталях. Если что-то движется, например, автомобиль (еще лучше, если он ярко-красного цвета), то мы концентрируемся именно на нем, рассматриваем его с разных сторон, анализируем детали. Узнав все про этот автомобиль и сделав для себя какой-либо вывод, мы опять приступаем к наблюдению общей картины.

Это естественный принцип контроля. Ему не надо учиться, он заложен на интуитивном уровне — «от общего к частному».

Перекладывая данный принцип на процессы управления, мы можем столкнуться с тем, что информации слишком много (улица большая, на ней много пешеходов, транспорта, магазинных вывесок), но в то же время мало (все машины одного цвета, пешеходы одеты одинаково, из-за тумана разглядеть то, что написано на вывесках, не представляется возможным). За что теперь «зацепится» наш взгляд?

Не смотря на обилие источников информации, мы не можем выделить какой-либо конкретный объект для проведения анализа. Таким образом, помимо того, что информация поступает к нам в режиме реального времени, необходимо, чтобы она еще могла быть четко выделена, идентифицирована и обработана — информация должны быть ценной и однозначной.

Описанный выше пример еще раз доказывает, что без современных информационных систем бизнесу не обойтись — ведь человеческий ресурс по обработке и безошибочной передаче информации ограничен на физическом уровне (известные труды Дж. Миллера).

Третий принцип BI: для практической реализации BI необходимо использовать адекватную информационную компьютерную систему.

Основываясь на трех принципах BI, появляются информационные системы, которые называются системами BI-класса. Назначение этих систем — служить информационной основой принятия обоснованных и эффективных управленческих решений. И без них немыслим BI.

Александр Сологуб
специалист информационного отдела BLcons Group

Русский
8 (800) 350-81-96