Риск-аппетит

Понятие «риск-аппетит» довольно молодо, его возникновение можно связать с развитием концепции управления рисками организации. Четкого определения «риск-аппетита» не сложилось и по настоящее время, однако очевидно, что атрибутом риска всегда будет неопределенность, с которой сталкиваются физические и юридические лица в ходе своей деятельности. В связи этим возникли такие категории риска, как объективный риск (форс-мажор), рыночный риск (кредитный риск, риск ликвидности, налоговый риск, инвестиционный риск), операционный / производственный риск.

Не смотря на это, первым шагом в построении риск-менеджмента компании будет определение непосредственно «риск-аппетита», иными словами, меры риска, которую субъект считает допустимой для себя. Таким образом, на уровень «риск-аппетита» будет влиять стратегия субъекта, а сам «риск-аппетит» будет влиять на степень разработки всех иных составляющих процесса управления рисками. Так, чем выше будет «риск-аппетит», тем менее детальные и надежные будут процессы управления рисками. Однако это не означает, что установление высокого «риск-аппетита» нежелательно для субъекта. Все зависит от экономической целесообразности затрат ресурсов на внедрение процессов управления рисками и возможными потерями в случае возникновения рисков.

Так как же связаны между собой «риск-аппетит» и аудиторский риск? Как показала мировая практика, и что нашло отражение в МСА (Международных Стандартах Аудита), невозможно выразить какую-либо разумную уверенность о финансовой отчетности, не изучив деятельность аудируемого субъекта и не оценив связанные с деятельностью риски. Понимание же рисков субъекта исходит из понимания целей и стратегий субъекта и служит для определения возможных искажений в финансовой отчетности, а понимание процесса управления рисками служит пониманием системы внутреннего контроля, что также может послужить определением рисков существенных искажений в финансовой отчетности и получением понимания отношения руководства к внутреннему контролю.

С точки зрения аудитора, налаженный процесс управления рисками в аудируемом субъекте может снизить время на изучение рисков путем использования информации самого субъекта, получить уверенность в надежности некоторых компонентов внутреннего контроля, снизить объем аудиторских процедур.

В рамках проведения аудита, формирование категории «риск-аппетит» можно представить следующим образом:

Формирование категории «риск-аппетит»

Иными словами, категория «риск-аппетит» определяет то, какие дальнейшие действия предпринять относительно остаточного риска на базе соответствующей стратегии. В том случае, если компания принимает решение о ведении агрессивной политики, уровень ее «риск-аппетита» неуклонно растет. Исходя из этого, аудитору требуется повысить аудиторский риск и увеличить объем аудиторских процедур.

Наконец, приведем пример, когда неэффективное управление рисками компании привело к негативным финансовым и репутационным последствиям не только самой компании, но и аудитора. Речь идет о громком разбирательстве между британской компанией British Sky Broadcasting (BSkyB) и системным интегратором Electronic Data Systems Corp., принадлежащим корпорации Hewlett-Packard. В 2000 году BSkyB заключила с EDS контракт на 48 млн фунтов стерлингов по внедрению IТ-решения для службы клиентской поддержки (CRM-системы). Договор был расторгнут два года спустя, BSkyB закончила внедрение силами собственных специалистов и подала в суд на EDS за введение в заблуждение относительно объема и качества оказываемых услуг в ходе тендера. «Риск-аппетит» менеджеров EDS, вероятно, оказался слишком высоким, чтобы ограничить обещания, данные BSkyB на этапе продажи, рамками реальных возможностей интегратора и четко прописать в договоре объем услуг, которые действительно будут оказаны. Можно судить о том, что со стороны аудитора компании EDS не была проведена достаточная оценка возможного риска в связи с неисполнением EDS своих обязательств.

В заключение еще раз хочется подчеркнуть роль оценки рисков в деятельности организации не только со стороны экономического субъекта, но и со стороны аудиторской компании, осуществляющей проверку финансовой отчетности этого субъекта. Неэффективное управление «риск-аппетитом» компании и недостаточное внимание к нему со стороны аудитора могут повлечь негативные последствия для обеих сторон.

Дарья Плиско
помощник аудитора BLcons Group

Русский
8 (800) 350-81-96