ТЦ: переходные положения

Новые правила определения доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является РФ:

Период совершения сделки 2013 2014
Сумма доходов по сделкам 2 млрд. руб. (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ) более 1 млрд. руб. (подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ)
Срок подачи уведомления 20 мая 2014 года 20 мая 2015 года

С 1 января 2014 года применяются положения о взаимозависимости участников контролируемых сделок, совершенных через цепочку посредников, в отношении сделок с налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) или единого налога на вмененный доход (ЕНВД) (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ).

Согласно подп. 5 п. 2 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ, сделка между взаимозависимыми лицами признается контролируемой, если местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ, и хотя бы одна из сторон является резидентом особой экономической зоны.

Обращаем внимание, что при этом налоговый режим особой экономической зоны должен предусматривать специальные льготы по налогу на прибыль, а вторая сторона сделки не должна быть резидентом такой ОЭЗ (ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ).

Отметим, что рассмотренные сделки являются контролируемыми для целей налогообложения прибыли, при условии что сумма доходов по ним превышает 60 млн. руб. в календарный год (п. 3 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ).

В 2012-2013 годах положения Налогового кодекса РФ об обязанностях налогоплательщиков представлять уведомления о контролируемых сделках (ст. 105.16 НК РФ), а также о правах налоговых органах проводить проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением таких сделок (ст. 105.15 и 105.17 НК РФ), применялись только в случаях, когда сумма доходов по контролируемым сделкам превышала установленную законом величину. Например, в 2012 году действовал лимит в 100 млн. руб., а в 2013 году — 80 млн. руб.

С 1 января 2014 года указанные положения Налогового кодекса РФ применяются к контролируемым сделкам без учета суммы дохода по ним.

Напоминаем, что налоговые риски трансфертного ценообразования связаны с возможностью доначисления налога (налог на прибыль, НДФЛ, НДПИ и НДС), в случае если в результате применения компанией нерыночных цен занижена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Минимально допустимый уровень отклонения от интервала рыночных цен не установлен налоговым законодательством, т.е. даже незначительное несоответствие рыночных цен является основанием для существенных налоговых доначислений.

С целью избежания неблагоприятных налоговых последствий, можно рекомендовать налогоплательщикам не только разработать методику трансфертного ценообразования, но и систематически производить функциональный анализ и отбор показателей рентабельности для подтверждения соответствия в текущем периоде цен контролируемых сделок рыночным.

Анна Ведомская
ведущий специалист юридического отдела BLcons Group

Русский
8 (800) 350-81-96