ФО: цель составления, пользования

Перечень действующих различий между требованиями МСФО и РСБУ при кажущихся похожих формулировках велик. Рассмотрим различия двух систем учета по МСФО и РСБУ, которые влекут за собой расхождения как в составе, так и в показателях финансовой отчетности, составленной по российским и международным стандартам.

Как любая система, и РСБУ, и МСФО преследуют конкретные цели, базируются на определенных принципах, предназначены для некоторого круга пользователей и формируют основные правила оценки составляющих их элементов. В МСФО такие основополагающие понятия и подходы сформулированы в Концептуальных основах финансовой отчетности (Рамочная концепция), МСФО 1 «Представление финансовой отчетности», МСФО 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибка». Основы составления российской отчетности и бухгалтерского учета изложены в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», «Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России» (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом ИПБ 29.12.1997), Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н), ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Ключевым критерием сравнения концептуальных основ МСФО и РСБУ является цель составления отчетности. Согласно МСФО 1 «Представление финансовой отчетности», назначение финансовой отчетности состоит в том, чтобы представлять информацию о финансовом положении, финансовых результатах и движении денежных средств предприятия, которая будет полезна широкому кругу пользователей при принятии ими экономических решений.

В новом Федеральном законе № 402-ФЗ закреплено определение финансовой отчетности, аналогичное МСФО: «Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.» Напомним, что в предыдущем Федеральном законе от 21.11.1996 № 129-ФЗ содержалось понятие финансовой отчетности, отличное от указанного. Так, под бухгалтерской отчетностью понималась система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Данное определение бухгалтерской отчетности до сих пор содержится в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций».

Таким образом, в настоящее время на уровне федерального законодательства введено понятие финансовой отчетности, аналогичное понятию МСФО, также термин «бухгалтерская отчетность» заменен на «финансовая отчетность», что расширяет границы ее применения и позволяет представить информацию в универсальном виде.

Другим важным критерием для сравнения российских и международных стандартов является состав пользователей финансовой информации. В соответствии с Рамочной концепцией основными пользователями отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, являются инвесторы, которых интересует уровень риска, рентабельность инвестиций и способность компании выплачивать дивиденды, и заимодавцы, для которых важно, будут ли кредиты и проценты по ним выплачены в срок и насколько они обеспечены. В предыдущей редакции к пользователям также относились работники компании, которых интересует стабильность и прибыльность работодателя и его способность выплачивать заработную плату; поставщики, которых интересует, будет ли в срок погашена задолженность перед ними; клиенты, которых интересует информация о намерении компании продолжать свою деятельность; правительство и его органы, которые собирают и анализируют статистическую информацию для целей определения национального дохода и налоговой политики; общественность, которую интересует, какой вклад вносит компания в местную экономику.

Эксперты МСФО дискутируют по поводу целесообразности сокращения состава пользователей: одни считают, что отчетность априори не может быть одинаково полезной для всех пользователей, имеющих разнонаправленные интересы; другие, наоборот, утверждают, что широкий круг пользователей — это способ устранить субъективность представления информации, сделать ее более универсальной.

В российских нормативных актах состав пользователей аналогичен составу, прописанному в недействующей ныне редакции Принципов подготовки и представления финансовой отчетности, и содержится в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н). В новом федеральном законе № 402-ФЗ, в отличие от старого закона, нет указаний на состав пользователей отчетности, что по нашему мнению является серьезным упущением и противоречит тенденции сближения с МСФО, так как от состава пользователей во много зависит способ представления информации.

На практике финансовой отчетностью, составленной в соответствии с РСБУ, пользуются в основном фискальные органы, органы государственного управления и статистики. Интересы фискальных органов с одной стороны и потенциальных инвесторов и собственников с другой чаще всего различаются. А поскольку государство регулирует РСБУ, то и отчетность, составленная в соответствии с ними, преследует в первую очередь соблюдение интересов государства в лице фискальных органов.

Таким образом, можно сделать вывод, что несмотря на провозглашенную политику по сближению российских стандартов бухгалтерского учета с международными и появлением нормативных документов для ее реализации, очевидна несогласованность основополагающих определений в ПБУ и Федеральном законе № 402, не говоря уже о расхождениях с МСФО. Кроме того, на наш взгляд, сближению МСФО и РСБУ в значительной мере мешает направленность практики учета в России на нужды фискальных органов, однако такая направленность связана в основном с желанием упростить учет, максимально приблизив его к налоговому. В действительности на уровне конкретных стандартов существует гораздо большее число расхождений между МСФО и РСБУ, но при отсутствии базовых, концептуальных различий между МСФО и РСБУ такие частные различия достаточно легко устраняются введением соответствующих поправок в ПБУ. Устранение же концептуальных различий требует пересмотра общего подхода к организации бухгалтерского учета и изменения большого числа законодательных и нормативных актов, и такая работа непрерывно ведется.

Русский
8 (800) 350-81-96