Аудиторские документы XXI века

Необходимость составления аудиторских (рабочих) документов возникла одновременно с появлением аудита, так как аудиторские документы включают в себя все необходимые для выражения аудиторского мнения доказательства.

В соответствии с требованиями, изложенными в Правиле (стандарте) № 2 «Документирование аудита» (Постановление правительства РФ от 23.09.2002 № 696, далее по тексту — ФПСАД № 2), аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) должны документально оформить результаты проверки (все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих мнение аудитора, а также подтверждающих объем и виды проведенных аудиторских процедур в целях контроля качества аудиторской деятельности).

Порядок оформления аудиторских (рабочих) документов действующее законодательство РФ не устанавливает. Тем не менее, стоит отметить, что в соответствии с упомянутым выше ФПСАД № 2, аудиторские документы могут быть представлены в виде данных: зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме. Иными стандартами также устанавливается необходимость подписи таких аудиторских документов, как отчеты, письма и запросы.

Таким образом, ввиду постепенного повсеместного внедрения электронного документооборота, особенно в последние годы, возможно, значительно облегчить и ускорить процесс документирования аудита в целом путем составления аудиторских документов в электронном виде.

Основными преимуществами составления аудиторских (рабочих) документов в электронном виде является:

  • простота в использовании и поиске необходимых документов;
  • значительная экономия аудиторской организации на расходных материалах (бумага, чернила и др.);
  • значительные экологические преимущества, свойственные электронному документ обороту в целом.

Основным же недостатком электронного документооборота в целом является обеспечение надлежащей сохранности данных, а также обеспечение соответствующего доступа к документам.

Подводя итог, можно сказать, что составление аудиторских (рабочих) документов в электронном виде имеет как значительные плюсы, так и значительные минусы, связанные с обеспечением их сохранности, но, тем не менее, по мнению автора, экономический эффект от внедрения электронного документооборота при составлении аудиторских (рабочих) документов значительно превысит все затраты на его внедрение.

Русский
8 (800) 350-81-96