Тенденции развития НК

Не секрет, что понятие налогового контроля зачастую ассоциируется только с выездными и камеральными налоговыми проверками. Действительно, широкая распространенность налоговых проверок позволила налогоплательщикам сформировать не только практический опыт участия в данных мероприятиях, но и грамотно использовать права, предоставленные Налоговым Кодексом.

Вместе с тем, не каждый налогоплательщик придает значение содержащимся в Налоговом Кодексе «иным мероприятиям налогового контроля», что нередко приводит к принятию ошибочных решений.

Так, перечень мероприятий налогового контроля содержится в статье 82 Налогового Кодекса, где наряду с проверками упоминаются:

  • «получение налоговыми органами объяснений»;
  • «проверка данных учета и отчетности»;
  • «осмотр помещений и территорий»;
  • другие формы, предусмотренные Кодексом (перечень открытый)/.

На первый взгляд, регламентации «иных мероприятий» в Налоговом Кодексе уделяется незначительное место (нормы рассредоточены по разным статьям и главам, права налогоплательщика сформулированы в самом общем виде и др.), что отнюдь не свидетельствует о незначительности данных форм контроля. К сожалению, привычная концентрация внимания вокруг проблем выездных и камеральных проверок не позволяет налогоплательщикам отслеживать ужесточение правил об иных мероприятиях налогового контроля.

В качестве примера можно привести следующую ситуацию. Многие недооценивают роль уведомлений о вызове в инспекцию налогоплательщика для дачи пояснений (п.п.4 п.1 ст.31 НК РФ), полагая, что если такое уведомление не связано с назначением налоговой проверки, серьезных последствий можно не опасаться. Такая позиция налогоплательщика может повлечь ряд негативных последствий:

  • должностное лицо организации может быть привлечено к административной ответственности (штраф от 2 000 до 4 000 руб. — ч. 1 ст. 19.4 КоАП);
  • с 2015 года (Федеральный Закон от 28.06.2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям») станет возможным приостановление операций по счетам (в случае непредставления квитанции о приеме уведомления о вызове в налоговый орган).

Другим примером реформирования правил о налоговом контроле является наделение налоговых органов правом истребовать документы относительно конкретной сделки у ее участников или иных лиц вне рамок проведения налоговых проверок. Следует напомнить, что до внесения в ст.93.1 Налогового Кодекса указанных изменений, попытки налоговых органов получить такие документы вне рамок проверок не вызывали поддержки арбитражных судов.

По нашему мнению, приведенные примеры свидетельствует не столько об ужесточении законодателем правил налогового администрирования, сколько о возможной тенденции к развитию иных форм налогового контроля, о придании самостоятельного значения мероприятиям, не связанным с традиционными налоговыми проверками.

Русский
8 (800) 350-81-96