Экономическая разведка

Согласно определению Интерпола экономическая разведка — это «...приобретение любым обманным путем интеллектуальной собственности, принадлежащей какому-либо юридическому лицу, которая была создана или законно приобретена этим юридическим лицом с целью произвести что-то, что имеет или может иметь промышленную ценность и, в более широком плане, ценность для национальной экономики...» Так в чем же состоит суть экономической разведки и чем она отличается от промышленного шпионажа?

Шпионаж берет свое начало еще в IV веке до н.э., когда появился первый фундаментальный труд китайского философа Сунь Цзы «Искусство войны». В настоящее время методы шпионажа претерпели значительные изменения, но суть осталась прежней. Бизнес-среда в условиях глобализации экономики требует принятия быстрых и верных решений, что обуславливает необходимость постоянного сбора, обработки и анализа информации. К слову, подсчитано, что оперативно-тактическая информация обесценивается примерно на 10% в день.

Примерно треть информации, касающаяся разработки нововведений и их производства, является наиболее значимой и в то же время труднодоступной, и в последнее время для ее получения компании прибегают к не совсем легальным методам. Отсюда и следует осознание разницы в понятиях «экономическая разведка» и «промышленный шпионаж».

Классификация методов сбора экономически значимой информации

Таким образом, экономическая разведка представляет собой важнейший инструмент стратегического маркетинга, который позволяет спрогнозировать будущие параметры функционирования и эффективности деятельности компании. Доля расходов, связанных со сбором и обработкой информации, составляет от 15 до 35% от общих расходов, связанных с функционированием бизнеса, особенно большая доля приходится на IT-технологии. И чем более развита организационная структура компании, тем меньше вероятность утечки информации во внешнюю среду. Проведя анализ организационной структуры 400 крупнейших компаний, было установлено, что в 95% из них одновременно функционируют служба экономической безопасности и отдел стратегического планирования. Главная задача службы экономической безопасности состоит в обеспечении защиты информации от третьих лиц, иными словами, в ограждении информации от воздействия промышленного шпионажа. Цель же отдела стратегического планирования — на основе собранных данных спроектировать решения, которые могут дать конкурентное преимущество компании в обозримом будущем, т.е. методы работы данной службы направлены на осуществление «экономической разведки».

Помимо функционирования в качестве структурного звена, экономическая разведка достаточно быстро развивается как самостоятельное направление бизнеса. Так, например, проверка репутации компании перед заключением важного контракта обойдется с меньшими затратами, нежели поиск должника или поставщика некачественных товаров. Но необходимо помнить, что в погоне за информацией легко переступить грань, разделяющую легальные и нелегальные методы сбора закрытых данных. Согласно статистическим данным, лишь 5% компаний, использующих методы промышленного шпионажа, достигают долгосрочного положительного роста деятельности.

Русский
8 (800) 350-81-96