Качество аудита

В 2010 году Европейским Союзом был опубликован документ «Green Paper», в котором были обозначены сложившиеся проблемы аудита и возможные пути их решения. Одним из наиболее обсуждаемых предложений являлось введение обязательности совместных проверок, то есть проверок одного хозяйствующего субъекта двумя аудиторами, делящими риски и утверждающими единое аудиторское заключение.

Осуществление подобных проверок представляет собой механизм регулирования, способный увеличить независимость аудиторов и, как следствие, качество проводимого аудита. Впоследствии, в 2013 году, на 36-ом ежегодном конгрессе Европейской ассоциации бухгалтеров, доктор наук Инсбрукского университета Марсель Стеллер представил математическую концепцию, обосновывающую связь между совместным подходом и качеством аудита. В своей работе он выделяет два типа аудиторов: нейтральных к риску и риск-ориентированных в силу различий в их оптимизационном поведении.

Также в работе были рассмотрены три возможные организационные формы совместного аудита: последовательная работа аудиторов, независимое осуществление проверки двумя идентичными участниками и проведение проверки участниками, обладающими различной склонностью к риску. Выявлено, что в первом случае совместный аудит обеспечивает более высокое качество аудита, но это также связано с более высокой суммой вознаграждения за аудит. Во втором и третьем случае доказано, что совместный аудит, по крайней мере, обеспечивает тот же уровень качества аудита, что и при одиночной проверке. Не смотря на то, что модель основана на нескольких ограничительных предположениях, что всегда имеет место при аналитическом подходе, она доказывает эффективность применения совместного аудита в качестве стимула для повышения конкуренции и качества проверок.

Несмотря на перспективность идеи совместных проверок, ее внедрение в России может быть сопряжено с некоторыми трудностями. Такими препятствиями могут быть более высокая стоимость аудита при том же качестве, а также распределение обязанностей и риска в рамках проведения проверки одного хозяйствующего субъекта.

С проблемой «неоправданно высокой стоимости аудита» в свое время столкнулась Дания, что привело к отмене обязанности назначения двух аудиторов в 2005 году. По мнению автора, подобная ситуация при внедрении совместных проверок вероятно всего повторилась бы в любой другой стране мира, однако одним из способов решения проблемы могло бы стать государственное регулирование уровня цен. Например, законодателем может быть установлена предельная стоимость аудиторских услуг при совместном подходе с учетом масштабов и специфики деятельности аудируемого лица. При этом конкретная сумма аудиторского вознаграждения будет являться результатом переговоров между аудиторскими организациями и клиентом.

Решение же второй проблемы требует разработки конкретных методологических аспектов порядка организации и проведения совместных проверок. Таким образом, введение совместного подхода к аудиту в России требует дальнейшей проработки вопросов нормативного регулирования с целью эффективного функционирования подобного механизма на отечественном рынке аудиторских услуг.

Русский
8 (800) 350-81-96